пятница, 11 февраля 2011 г.

Образование в Латвии: еще один взгляд

Среднее полное общее образование в Латвии включает в себя следующие основные ступени: базовое образование длительностью 9 лет, первая ступень общего среднего образования; заключительный цикл среднего образования длительностью 3 года, осуществляемый в гимназии

Получение полного среднего образования происходит, начиная с 10 класса, в профильно-ориентированных классах естественнонаучного, математического и гуманитарного направлений. Выпускники, успешно завершившие обучение и прошедшие государственную аттестацию, получают Аттестат о полном среднем образовании (Atestats par Visparejo Videjo Izglitibu), который открывает доступ для поступления в высшие учебные заведения.

Базовое профессиональное образование (10-11 классы) может быть получено в базовых профессиональных школах и завершается получением свидетельства о базовом профессиональном образовании (Aplieciba par profesiionalo pamatlzglitibu).

Полное среднее профессиональное образование в Латвии, продолжительность обучения в котором 4 года, реализуется в средних профессиональных школах и профессиональных гимназиях. При обучении в этих учебных заведениях, после получения базового образования, учащиеся, наряду с освоением профессии, получают и среднее (полное) общее образование. Выпускники этих учебных заведений получают диплом о полном среднем профессиональном образовании (Diploms par profesionalo videjo izglitibu), который открывает доступ в университеты.

Доступ в высшие учебные заведения Латвии открыт для всех обладателей свидетельств о получении среднего полного образования. Однако сами вузы определяют требования приема в зависимости от количества поданных заявлений. Это могут быть вступительные экзамены по одному профильному или нескольким предметам (но не больше 4-х), конкурс аттестатов с акцентом на профилирующие дисциплины или интервью. Абитуриенты, не прошедшие конкурсные испытания для поступления на места, финансируемые государствам, могут быть приняты на контрактной основе. В стране завершается процесс введения централизованных государственных экзаменов за среднюю школу. С 2003 года вводится система зачета результатов этих экзаменов при зачислении в вузы страны вместо проведения вступительных испытаний.

В Латвии существует два вида высшего образования. Закон «Об образовании», принятый в 1991 году, установил различие между академическими и профессиональными образовательными программами, а принятые в декабре 2000 года дополнения к Закону «О высших учебных заведениях» установили также различие между высшими учебными заведениями университетского типа и неуниверситетского типа. Последние могут реализовывать только профессиональные программы подготовки, тогда как первые могут предлагать как академические, так и профессиональные программы

Программы академического высшего образование в Латвии (5 уровень ISCED) основаны на изучении фундаментальных и/или прикладных наук; обычно требуется написание и зашита выпускной работы при завершении каждой из ступеней, ведущих к присвоению степеней Бакалавра (Bakalaurs) и Магистра (Magistrs).

Степень Бакалавра присуждается после завершения первой ступени университетского образования. Продолжительность программ 3-4 года или 120-160 латвийских кредитных/зачетных единиц (180-240 ECTS единиц).

Степень Магистра присуждается по окончании второй ступени академического высшего образования. Программы обучения могут быть рассчитаны на 1-2 года подготовки, т.е. 40-80 латвийских зачетных единиц (60-120 ECTS единиц), причем общая продолжительность обучения должна быть не менее 5 лет (200 латвийских зачетных единиц). В медицине и стоматологии (6 и 5 лет обучения соответственно) степени бакалавра и магистра не предусмотрены, однако присуждаемые дипломы считаются равными степени магистра.

Степень Магистра (или ее эквивалент) требуется для приема на программы, ведущие к присвоению степени Доктора (Doktors), которая в международном контексте признается как степень Ph.D. Программы предусматривают 3-4 года подготовки, в течение которых необходимо провести самостоятельное научное исследование, сдать необходимые экзамены, опубликоваться в научных журналах международного уровня и защитить подготовленную работу.

В Латвии существует несколько типов учебных программ высшего профессионального образования.

Профессиональные программы высшего образования первого уровня (программы колледжей) рассчитаны на 2 года обучения (80 учебных единиц) после получения полного среднего образования. Данные программы направлены на подготовку специалистов среднего уровня (4 уровень профессиональных квалификаций) по широкому кругу специальностей и завершаются присуждением Диплома первого уровня высшего профессионального образования.

Полученные на данном уровне зачетные единицы учитываются при продолжении образования на втором уровне профессионального высшего образования, ведущем к получению диплома пятого уровня профессиональных квалификаций.

Профессиональные программы высшего образование в Латвии второго уровня рассчитаны, по крайней мере, на 4 года обучения (160 учебных единиц) после получения полного среднего образования. Данные программы рассматриваются как завершающие профессиональное высшее образование и ведут к получению Диплома второго уровня высшего профессионального образования.

В декабре 2000 года в Закон «О высших учебных заведениях» были внесены поправки, согласно которым стало возможным присуждать профессиональную степень бакалавра, если общая продолжительность программы составляет не менее 4-х лет (160 латвийских учебных единиц, 240 ECTS единиц) и профессиональную степень магистра, если общая продолжительность программы составляет не менее 5-ти лет, что равно 200 латвийским учебным единицам. Таким образом, длительный процесс реформирования системы образования привел к созданию симметричной системы степеней и квалификаций.  
 
Система оценок

В средних учебных заведениях страны используется числовая шкала оценок в диапазоне 0-10.

Высшей является оценка 10 (izcili); 9 - отлично (teicami); 8 -очень хорошо (loti labi); 7 - хорошо (labi); 6- почти хорошо (gandriz labi); 5 - удовлетворительно (viduveji); 4 - почти удовлетворительно (gandriz viduveji); 3-1 - неудовлетворительно (neapmieriinisi). Оценка 4 является проходной, 1 низшей.

Все высшие учебные заведения Латвии используют также 10-ти балльную систему оценок: 4 является проходной оценкой, 8 высшей «нормальной» оценкой, оценки 9-10 присуждаются только за особо выдающиеся успехи в учебе, за выполнение дополнительных, трудных заданий на экзаменах. Отдельные вузы используют 5—6 как проходные оценки, а 9-10 как нормальные высшие оценки.


Неформальное  образование 
Неформальное  образование – это просто педагогическая модель, основанная не на традиционных методах обучения, а на постижении всего через практику.  Вот основные составляющие того, что принято называть неформальным образованием:
1. Неформальное  образование основано на интерактивных  методах обучения. Ребёнок не  является объектом, в который  пичкают знания и ценности. Ребёнок такой же субъект процесса обучения, как и учитель.
2. Процесс обучения должен быть интересен, а не базироваться на привычных для ученика стимулах – угрозах поставить в дневник  двойку или позвонить родителям.  
3.  Образование происходит через личный опыт и личное отношение. Вся информация должна быть актуализирована. Если информация не актуализирована, не может быть пропущена ребёнком «через себя», значит - не нужна такая информация. Это – к вопросу о том, зачем я себя в детстве мучил изучением валентностей, бензолов и метилов. Из всего курса химии у меня определённый интерес проснулся лишь при изучении темы «этиловый спирт».   
4. В основе  образовательного процесса лежат  не только знания и не в  первую очередь знания. Важное  место уделяется навыкам и дискуссиям о ценностях. Именно дискуссиям о ценностях, а не навязыванию оных.
5. В основе неформального образования лежит исследовательский подход, при чём большая часть этих совершенно разных – интеллектуальных, чувственных, прикладных исследований должна проходить в классе, по принципу «здесь и сейчас».  
6. Комфортная, дружелюбная  атмосфера среди участников. Учителя  не боятся, а он не давит  своим авторитетом. Учителя уважают  и любят за то, какой он есть  и за то, что он всегда поймёт. Если ребёнку хочется, например, пить на уроке – он пьёт. Хочется есть – он ест.
Среднее полное общее образование в Латвии включает в себя следующие основные ступени: базовое образование длительностью 9 лет, первая ступень общего среднего образования; заключительный цикл среднего образования длительностью 3 года, осуществляемый в гимназии

Получение полного среднего образования происходит, начиная с 10 класса, в профильно-ориентированных классах естественнонаучного, математического и гуманитарного направлений. Выпускники, успешно завершившие обучение и прошедшие государственную аттестацию, получают Аттестат о полном среднем образовании (Atestats par Visparejo Videjo Izglitibu), который открывает доступ для поступления в высшие учебные заведения.

Базовое профессиональное образование (10-11 классы) может быть получено в базовых профессиональных школах и завершается получением свидетельства о базовом профессиональном образовании (Aplieciba par profesiionalo pamatlzglitibu).

Полное среднее профессиональное образование в Латвии, продолжительность обучения в котором 4 года, реализуется в средних профессиональных школах и профессиональных гимназиях. При обучении в этих учебных заведениях, после получения базового образования, учащиеся, наряду с освоением профессии, получают и среднее (полное) общее образование. Выпускники этих учебных заведений получают диплом о полном среднем профессиональном образовании (Diploms par profesionalo videjo izglitibu), который открывает доступ в университеты.

Доступ в высшие учебные заведения Латвии открыт для всех обладателей свидетельств о получении среднего полного образования. Однако сами вузы определяют требования приема в зависимости от количества поданных заявлений. Это могут быть вступительные экзамены по одному профильному или нескольким предметам (но не больше 4-х), конкурс аттестатов с акцентом на профилирующие дисциплины или интервью. Абитуриенты, не прошедшие конкурсные испытания для поступления на места, финансируемые государствам, могут быть приняты на контрактной основе. В стране завершается процесс введения централизованных государственных экзаменов за среднюю школу. С 2003 года вводится система зачета результатов этих экзаменов при зачислении в вузы страны вместо проведения вступительных испытаний.

В Латвии существует два вида высшего образования. Закон «Об образовании», принятый в 1991 году, установил различие между академическими и профессиональными образовательными программами, а принятые в декабре 2000 года дополнения к Закону «О высших учебных заведениях» установили также различие между высшими учебными заведениями университетского типа и неуниверситетского типа. Последние могут реализовывать только профессиональные программы подготовки, тогда как первые могут предлагать как академические, так и профессиональные программы

Программы академического высшего образование в Латвии (5 уровень ISCED) основаны на изучении фундаментальных и/или прикладных наук; обычно требуется написание и зашита выпускной работы при завершении каждой из ступеней, ведущих к присвоению степеней Бакалавра (Bakalaurs) и Магистра (Magistrs).

Степень Бакалавра присуждается после завершения первой ступени университетского образования. Продолжительность программ 3-4 года или 120-160 латвийских кредитных/зачетных единиц (180-240 ECTS единиц).

Степень Магистра присуждается по окончании второй ступени академического высшего образования. Программы обучения могут быть рассчитаны на 1-2 года подготовки, т.е. 40-80 латвийских зачетных единиц (60-120 ECTS единиц), причем общая продолжительность обучения должна быть не менее 5 лет (200 латвийских зачетных единиц). В медицине и стоматологии (6 и 5 лет обучения соответственно) степени бакалавра и магистра не предусмотрены, однако присуждаемые дипломы считаются равными степени магистра.

Степень Магистра (или ее эквивалент) требуется для приема на программы, ведущие к присвоению степени Доктора (Doktors), которая в международном контексте признается как степень Ph.D. Программы предусматривают 3-4 года подготовки, в течение которых необходимо провести самостоятельное научное исследование, сдать необходимые экзамены, опубликоваться в научных журналах международного уровня и защитить подготовленную работу.

В Латвии существует несколько типов учебных программ высшего профессионального образования.

Профессиональные программы высшего образования первого уровня (программы колледжей) рассчитаны на 2 года обучения (80 учебных единиц) после получения полного среднего образования. Данные программы направлены на подготовку специалистов среднего уровня (4 уровень профессиональных квалификаций) по широкому кругу специальностей и завершаются присуждением Диплома первого уровня высшего профессионального образования.

Полученные на данном уровне зачетные единицы учитываются при продолжении образования на втором уровне профессионального высшего образования, ведущем к получению диплома пятого уровня профессиональных квалификаций.

Профессиональные программы высшего образование в Латвии второго уровня рассчитаны, по крайней мере, на 4 года обучения (160 учебных единиц) после получения полного среднего образования. Данные программы рассматриваются как завершающие профессиональное высшее образование и ведут к получению Диплома второго уровня высшего профессионального образования.

В декабре 2000 года в Закон «О высших учебных заведениях» были внесены поправки, согласно которым стало возможным присуждать профессиональную степень бакалавра, если общая продолжительность программы составляет не менее 4-х лет (160 латвийских учебных единиц, 240 ECTS единиц) и профессиональную степень магистра, если общая продолжительность программы составляет не менее 5-ти лет, что равно 200 латвийским учебным единицам. Таким образом, длительный процесс реформирования системы образования привел к созданию симметричной системы степеней и квалификаций.  
 
Система оценок

В средних учебных заведениях страны используется числовая шкала оценок в диапазоне 0-10.

Высшей является оценка 10 (izcili); 9 - отлично (teicami); 8 -очень хорошо (loti labi); 7 - хорошо (labi); 6- почти хорошо (gandriz labi); 5 - удовлетворительно (viduveji); 4 - почти удовлетворительно (gandriz viduveji); 3-1 - неудовлетворительно (neapmieriinisi). Оценка 4 является проходной, 1 низшей.

Все высшие учебные заведения Латвии используют также 10-ти балльную систему оценок: 4 является проходной оценкой, 8 высшей «нормальной» оценкой, оценки 9-10 присуждаются только за особо выдающиеся успехи в учебе, за выполнение дополнительных, трудных заданий на экзаменах. Отдельные вузы используют 5—6 как проходные оценки, а 9-10 как нормальные высшие оценки.


Неформальное  образование 
Неформальное  образование – это просто педагогическая модель, основанная не на традиционных методах обучения, а на постижении всего через практику.  Вот основные составляющие того, что принято называть неформальным образованием:
1. Неформальное  образование основано на интерактивных  методах обучения. Ребёнок не  является объектом, в который  пичкают знания и ценности. Ребёнок такой же субъект процесса обучения, как и учитель.
2. Процесс обучения должен быть интересен, а не базироваться на привычных для ученика стимулах – угрозах поставить в дневник  двойку или позвонить родителям.  
3.  Образование происходит через личный опыт и личное отношение. Вся информация должна быть актуализирована. Если информация не актуализирована, не может быть пропущена ребёнком «через себя», значит - не нужна такая информация. Это – к вопросу о том, зачем я себя в детстве мучил изучением валентностей, бензолов и метилов. Из всего курса химии у меня определённый интерес проснулся лишь при изучении темы «этиловый спирт».   
4. В основе  образовательного процесса лежат  не только знания и не в  первую очередь знания. Важное  место уделяется навыкам и дискуссиям о ценностях. Именно дискуссиям о ценностях, а не навязыванию оных.
5. В основе неформального образования лежит исследовательский подход, при чём большая часть этих совершенно разных – интеллектуальных, чувственных, прикладных исследований должна проходить в классе, по принципу «здесь и сейчас».  
6. Комфортная, дружелюбная  атмосфера среди участников. Учителя  не боятся, а он не давит  своим авторитетом. Учителя уважают  и любят за то, какой он есть  и за то, что он всегда поймёт. Если ребёнку хочется, например, пить на уроке – он пьёт. Хочется есть – он ест. 
сатйы об обоазовании:
http://www.patverums-dm.lv/index.php?lang=ru&id=72
http://www.latreia.riga.lv/cenr/obrlatv/zakobr.html
http://www.novonews.lv/index.php?mode=news&id=108650
http://www.educationsystems.info/latvia-education/
http://polpred.com/?cnt=85&ns=1&sector=18
http://www.li.lv/index.php?option=content&task=view&id=19&Itemid=421&lang=ru
http://www.etnosfera.ru/education_international/mejd_akzija_balt/
http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf - меморандум  ЮНЕСКО о неформальном образовании
http://www.adukatar.net/storage/users/2/2/images/760/Adukatar_14_Pages_17-19.pdf

2 комментария:

  1. 4. В основе образовательного процесса лежат не только знания и не в первую очередь знания. Важное место уделяется навыкам и дискуссиям о ценностях. Именно дискуссиям о ценностях, а не навязыванию оных. - Як прекрасно і спокусливо це звучить! І як чесно. Цікаво, на скільки це реально? питаю без сарказму, бо якщо люди так можуть написати, то можуть так і вчинити.

    ОтветитьУдалить
  2. напевно це з"ясуєтьсяпри зустрічі

    ОтветитьУдалить